Церемония ввода в эксплуатацию нового логистического комплекса в аэропорту «Жуковский» прошла на высочайшем уровне: редко когда открытие грузового терминала привлекает сразу двух федеральных министров, главу Госкорпорации Ростех и руководителей крупнейших российских авиакомпаний и авиастроительных предприятий. Заявленные прогнозы по объёму грузоперевозок в 2020 году на уровне 12 тыс. тонн тоже не оправдывают такого внимания. Всё встаёт на свои места, когда озвучиваются плановые показатели по грузопотоку аэропорта, а также мероприятиям, которые будут реализованы для их достижения.
90-9-100
Логистический комплекс, построенный в «Жуковском», располагает грузовым терминалом площадью 9,2 тыс. кв. метров. Внутри терминала находится склад временного хранения, выделены зоны для хранения ценных, опасных, термочувствительных грузов с различными режимами температурного хранения, а также живых животных. Возможна обработка крупногабаритных и тяжеловесных грузов. Приём и выдача отправлений осуществляется через шесть грузовых ворот. Предусмотрены помещения таможенного, пограничного, ветеринарного и фитосанитарного надзора, Роспотребнадзора, офисы авиакомпаний, представительства компаний, оказывающих экспедиторские и брокерские услуги.
На перроне площадью 90 тыс. кв. метров одновременно могут разместиться до четырёх широкофюзеляжных лайнеров размерностью Boeing 747 или Ан-124, либо до шести среднемагистральных грузовых самолётов. Помимо мест стоянки построена рулёжная дорожка, оборудована зона обработки воздушных судов противообледенительной жидкостью.
Напомним, что компания-оператор логистического комплекса была создана в сентябре 2016 года. Она была учреждена управляющей компанией аэропорта АО «РАМПОРТ АЭРО» (51% акций) и частными инвесторами из Азербайджанской Республики (49% акций). Уже в декабре 2017 года компания приступила к работе в качестве единого грузового оператора аэропорта, используя для обработки грузов имевшуюся на территории аэродрома «Раменское» инфраструктуру. Непосредственно грузовой терминал был введён в эксплуатацию в феврале 2020 года. С первых же дней работы он показал свою востребованность: за первый месяц работы в нём было обслужено свыше 50 чартерных рейсов, обработано около 1300 тонн груза.
Плановые показатели по объёму грузооборота за 2020 год достаточно скромные. «По итогам 2020 года грузооборот «Жуковского» может достигнуть 12 тыс. тонн», — заявил председатель Совета директоров АО «РАМПОРТ АЭРО» Борис Алёшин. Впрочем, это ощутимо больше, чем 7 тыс. тонн в 2019 году. Планка, поставленная на 2021 год — 30 тыс. тонн, на 2022 год — 45 тыс. тонн. Соответственно, если в первом полугодии на аэродроме «Раменское» обслужено 410 взлётно-посадочных операций (ВПО) клиентов «ЖИА КАРГО», то к концу года их число возрастёт до 930-950. В следующем году планируется достичь показателя 1100-1200 «грузовых» ВПО.
К 2025 году поставлена задача выйти на уровень 100 тыс. тонн. Однако этим планы оператора не исчерпаны — предусмотрен и второй этап развития карго-комплекса, в результате реализации которого инфраструктурные возможности удвоятся, при этом новый комплекс будет ориентирован преимущественно на обслуживание электронной коммерции. «Уже есть план, как увеличить данный показатель вдвое — до 200 тыс. тонн. Таким образом Жуковский становится одним из крупнейших хабов Подмосковья, а его территориальное расположение позволит повысить скорость обработки и доставки грузов до заказчика», — отметил глава Ростеха Сергей Чемезов.
В проект развития грузовой инфраструктуры в «Жуковском» уже инвестировано $37 млн, израсходованных на строительство терминала и перрона, а также их техническое оснащение. Объект построен за счёт собственных средств «ЖИА КАРГО» без привлечения государственного финансирования. Второй этап развития грузового сектора потребует дополнительного инвестирования $30 млн в 2022-2024 годах. К концу этого периода, как ожидается, первая очередь грузового комплекса уже успеет окупить сделанные в неё вложения.
Откуда грузы?
По итогам работы в 2019 году аэропорт «Шереметьево» обработал 379 тыс. тонн почты и грузов, показатели «Домодедово» и «Внуково» — 127 тыс. и 63,5 тыс. тонн соответственно. При этом почтово-грузовой комплекс «Внуково» рассчитан на обработку 150 тыс. тонн груза в год, а «Шереметьево» и «Домодедово» не только не достигли предельных показателей по загруженности своей грузовой инфраструктуры, но и вынашивают амбициозные планы развития этого направления. Как следствие, в Московском авиационном узле уже сложилась острая конкуренция, и в будущем она усилится.
Из слов чиновников, а также пресс-материалов, можно сделать вывод, что бизнес «ЖИА КАРГО» будет строиться на «трёх китах». Во-первых, будет реализован транзитный потенциал, при этом будут сочетаться и техстопы, и перегрузка отправлений на другие воздушные суда и траки. Во-вторых, акцент будет сделан на обработку товаропотока, генерируемого компаниями, специализирующимися на электронной коммерции, для чего важна очень оперативная работа всех элементов, в том числе таможни. Третья составляющая напрямую не была озвучена, однако министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров во время мероприятия акцентировал внимание на тематике поддержки экспорта. «Мы рассчитываем, что аэропорт «Жуковский», и другие транспортно-логистические центры и аэропорты, и морские порты, будут обеспечивать повышение конкурентоспособности нашей продукции, а мы, в рамках организации национального проекта «Международная кооперация и экспорт», будем предусматривать меры и средства, которые будут обеспечивать поддержку наших экспортёров», — сказал он. Речь идёт о бюджетном субсидировании логистических затрат экспортёров. «Развитие данного направления даёт ощутимые преимущества для экспортёров в части сокращения транспортных расходов, выстраивания более эффективных логистических цепочек, вследствие чего создаётся более конкурентная цена для российской продукции на международном рынке. В условиях пандемии, а также для нивелирования сопутствующих негативных последствий от её распространения, правительство ведёт работу по модернизации механизмов поддержки экспортёров, предусмотренных нацпроектом «Международная кооперация и экспорт». Так, в рамках программы по компенсации логистических затрат экспортёров «Российский экспортный центр» на этот год предварительно одобрил 341 заявление на получение субсидии. Отбор для заключения субсидиарных соглашений начнётся с 1 августа 2020 года, на текущий момент объем финансирования на 2020 год составляет 13 млрд рублей и по 10 млрд рублей на 2021-2022 годы», — рассказал глава Минпромторга России. Напомним, что ещё в декабре 2017 года «ЖИА КАРГО» подписало соглашение с компанией «РТ-Логистика», согласно которому последняя выступит агентом по продаже услуг «ЖИА КАРГО» для организации внутренних и международных перевозок сырьевых грузов, комплектующих и готовой продукции предприятий Госкорпорации Ростех. А авиакомпания «Авиакон-Цитотранс», партнёр аэропорта, активно работает по линии экспортно-импортных операций.
Несмотря на молодость оператора «ЖИА КАРГО», его партнёрами стали практически все российские грузоперевозчики, включая авиакомпании «Волга-Днепр», «Атран», «Абакан Эйр», «Авиастар-ТУ», «АСК МЧС России», «Алроса», «Иркут». В тестовом режиме приняты рейсы «Почты России». Существенную роль в развитии перевозок сыграла авиакомпания «Уральские авиалинии», получившая допуск на выполнение грузовых перевозок на пассажирских воздушных судах. Силами перевозчика выполнены рейсы из Китайской Народной Республики.
Авиакомпания Sky Gates которая рассматривается как потенциальный базовый грузоперевозчик аэропорта, способный поддержать развитие хабовой модели, стала партнёром «Жуковского» в середине лета. Сегодня у компании в парке два Boeing 747-400F (VP-BCI и VP-BCH), ожидается поступление третьего лайнера этого типа. Основная часть рейсов, согласно Flightradar24, выполняется перевозчиком на линиях между Чжэнчжоу и Гонконгом во Франкфурт-Хан, Осло и Маастрихт, промежуточные посадки осуществляются в Баку, Новосибирске и Москве. Правда, согласно данным пресс-службы оператора аэропорта, 9 июля борт, прибывший из Баку, выполнил в «Жуковском» не простой техстоп, а доставил в Москву большое количество груза.
Выполнение международных перевозок требует эффективной организации таможенной очистки грузов. Для таможенных операций в Жуковском используется Центр электронного декларирования. Электронный документооборот позволил значительно сократить сроки обработки грузов. Для оформления отдельных категорий и крупных партий несколько лет назад требовалось три-четыре дня, сегодня — от одного до четырёх часов. Б. Алёшин подчеркнул, что «у нас на сегодняшний день есть все необходимые службы и условия для того, чтобы проводить процедуры растаможивания. Наши коллеги и партнёры из Домодедовской таможни… используют здесь все самые современные технологии, здесь принцип «одного окна». Сами грузоотправитель и грузополучатель могут быть в удалённом доступе, мы полностью обеспечиваем, работая в качестве агента, все формальные процедуры работы с грузами».
Развитие грузового комплекса должно быть синхронизировано с другими элементами инфраструктуры, в том числе наземной дорожной сетью и складскими мощностями, в противном случае наличие «узких мест» не позволит реализовать потенциал в полной мере. Ранее гендиректор «ЖИА КАРГО» Евгений Солодилин рассказывал «АвиаПорту», что вокруг Жуковского в радиусе пятнадцати километров находятся склады для хранения различных грузов общей площадью 6 млн кв. метров, что подтверждает высокий логистический потенциал территории. Также в «ЖИА КАРГО» уже прорабатывали создание собственной траковой компании, которая возьмёт на себя развоз грузов по России. Что же касается дорожной сети, то планы развития терминала увязаны с планами модернизации дорожной инфраструктуры. На участке дороги от МКАД до Жуковского в прошлом году начаты работы по реконструкции и расширению дороги. К 2023 году ширина дороги составит 8 полос, появятся 2 новых моста через Москва-реку, на всем маршруте от Москвы движение станет бессветофорным. Это позволит сократить время в пути до 20-30 минут. Кроме того, к 2022 году должен быть реализован проект реконструкции и расширения до четырёх полос улицы Наркомвод.
Но в то же время значительная часть грузов будет обслуживаться в «Жуковском» только авиатранспортом. «Хабовая модель подразумевает, что грузы на дальнемагистральных широкофюзеляжных судах прибывают в аэропорт и проходят сортировку для дальнейшей доставки в города России и Европы на средне- и ближнемагистральных самолётах», — отметил Д. Мантуров. В свою очередь, министр транспорта России Евгений Дитрих подчеркнул, что потенциал развития аэропорта, развитие подъездных путей дают возможность по-новому организовать логистику. «Сегодня профессионально этим [авиационными грузоперевозками — «АвиаПорт»] на рынке занимаются очень немногие, и таких терминалов, как мы сегодня открыли, в Москве можно пересчитать по пальцам… Уверен, у проекта огромное будущее», — отметил он.
Источник: aviaport.ru