Выбор предпочтительных маршрутов позволяет авиакомпаниям сокращать продолжительность полёта, минимизировать расход топлива и, в итоге, обеспечивает масштабный экономический эффект. В 2016 году в авиакомпании S7 отмечали, что сокращение продолжительности полёта в среднем на пять минут дало бы отрасли экономию в размере 15 млрд рублей в годовом исчислении. С учётом восстановления и последующего роста интенсивности полётов относительно середины десятилетия, потенциал использования воздушного пространства свободной маршрутизации (Free route airspace) лишь увеличивается. И если четыре года назад ответа на запросы авиакомпаний не было, то 4 июня 2020 года войдёт в историю как день первого полёта в воздушном пространстве Российской Федерации, осуществлённого по предпочтительному маршруту.
Первый полёт состоялся в секторе «Океанический» районного центра Магадан Единой системы организации воздушного движения (ЕС ОрВД) Российской Федерации. Выполнила его авиакомпания United Airlines. «Авиакомпания United Airlines 4 июня совершила полёт по маршруту Чикаго — Гонконг по предпочтительной траектории с использованием путевых точек на маршруте, заданных географическими координатами в соответствии с представленным планом полёта, утверждённым Главным центром ЕС ОрВД», — сообщили «АвиаПорту» в пресс-службе Государственной корпорации по организации воздушного движения в Российской Федерации (ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»).
Этому событию предшествовала масштабная подготовка. Филиал «Аэронавигация Северо-Востока» и Главный центр ЕС ОрВД создали рабочую группу по разработке предложений по совершенствованию структуры воздушного пространства океанического сектора районного центра ЕС ОрВД Магадан (филиал «Аэронавигация Северо-Запада») под руководством заместителя генерального директора ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» Юрия Токарева. Ключевым направлением было внедрение воздушного пространства свободной маршрутизации. Постоянные консультации велись с представителями Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), диспетчерскими службами авиакомпаний United Airlines, Cathay Pacific Airways, Korean Air Lines Co., LTD., Asiana Airlines, American Airlines, Inc.
В финальную стадию подготовка вошла в мае, когда стартовали тестовые испытания. Авиакомпании, выполняющие полёты в секторе «Океанический», подавали в Главный центр ЕС сразу два флайт-плана: первый на реальный полёт, второй — с индексом «TST» — на полёт по предпочтительной траектории, которая учитывала текущие условия: ветровой режим, температуру на высоте и так далее. Получение тестовых флайт-планов и анализ данных показали, что плановая система и система УВД, установленные в РЦ ЕС ОрВД Магадан, принимают и обрабатывают тестовые планы корректно, вся необходимая информация по рейсам отображается на мониторе диспетчера УВД в полном объёме. Полученные результаты позволили выйти с предложением к авиакомпаниям выполнить реальный тестовый полёт по предпочтительной траектории.
Первый же рейс дал обнадёживающие результаты. Общая протяжённость маршрута тестового полёта оказалась меньше на 55,5 км по сравнению с полётом, который бы выполнялся по фиксированным маршрутам ОВД. Экономия полётного времени составила пять минут, экономия топлива — 800 кг. С технической точки зрения проблем не возникло. «Полет выполнялся с применением современных технологий навигации, связи и наблюдения, в том числе с использованием контрактного автоматического зависимого наблюдения (ADS-C) и линии передачи данных „диспетчер — пилот“ (CPDLC) и прошёл в штатном режиме», — констатировали в Госкорпорации по ОрВД.
Оценить, что могут означать сэкономленные минуты, не так уж сложно. В 2016 году заместитель генерального директора S7 Дмитрий Куделькин заявлял, что сокращение продолжительности каждого рейса на пять минут даст отрасли 15 млрд рублей в год. Конечно, нынешняя вспышка коронавирусной инфекции сократила интенсивность полётов даже относительно середины минувшего десятилетия, однако вскоре трафик восстановится, и потенциал экономии для российских перевозчиков будет ещё выше.
В Госкорпорации по ОрВД с оптимизмом смотрят на результаты, полученные на Дальнем Востоке: «Предварительные результаты тестирования и выполненный первый реальный тестовый полёт вселяют в нас уверенность в правильности проводимой работы, направленной на максимальное удовлетворение потребностей пользователей воздушного пространства». Возможно, в ближайшее время тестовые полёты заинтересованных авиакомпаний с использованием процедур свободной маршрутизации будут продолжены.
Источник: aviaport.ru