Больше чем полвека назад Мартин Лютер Кинг произнес одну из лучших в истории человечества речей — «У меня есть мечта». Его слова в конце концов стоили ему жизни, но их зерно проросло и изменило мир. Он мечтал о будущем, в котором возможности человека не зависят от цвета кожи, вероисповедания, взглядов. А про какое будущее мечтаем мы — люди совсем другой страны, которая не знала расизма, но в которой за свободу и право «людзьмі звацца» боролись больше поколений, чем в Новом Свете?
Александр Чубрик, директор Исследовательского центра ИПМ. Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY
28 июня 2020 года Юрию Зиссеру исполнилось бы 60 лет. Он много сделал для нашей страны. Он был уверен, что от нас самих в этой жизни зависит гораздо больше, чем от внешних обстоятельств. И своим примером наглядно это показывал. А еще он очень любил мечтать и рассуждать о будущем страны. Каким оно должно быть. И что мы сами должны для этого сделать. «Чем больше мы будем делать для себя и других — тем светлее будущее нашей страны, тем крепче наша независимость», — так говорил он на празднике, посвященном 100-летию провозглашения БНР.
TUT.BY запускает цикл, посвященный Юрию Зиссеру, в котором значимые представители современной Беларуси рассуждают о том, каким им видится будущее нашей страны. Объединяет цикл название самой известной речи Мартина Лютера Кинга — «У меня есть мечта».
Но прежде чем помечтать, давайте посмотрим на будущее, которое уже с нами. Когда мы смотрели «Бразилию» или читали «1984», думали ли мы о том, что нам придется пожить в таком мире? Мы восхищаемся Сингапуром и Китаем, но тоталитарное государство с социальным рейтингом, системами видеонаблюдения, обнаружения и отслеживания и «суверенным интернетом» может быть очень состоятельным. Его жители просто более или менее добровольно сдают свою свободу под красивые сказки о защите от криминала или контроле над распространением коронавируса.
Мы называем эталоном демократии страны Запада. Но тоталитарное общество может сжигать на кострах (пока что виртуальных) тех, кто сказал, посмотрел или даже подумал не как все, не так, как «правильно». И мало у кого промелькнет мысль о свободе слова, вероисповедания или совести: будь как все! А нет — сжечь ведьму (he or she). Чем современные хейтеры отличаются от доказательной инквизиции средневековья?
«Не ищи соринку в чужом глазу, — скажете вы мне. — Нам бы такой тоталитаризм!»
Но даже белорусы — «тутэйшыя со знаком качества» — часть большого мира. Поэтому, чтобы говорить про собственное будущее, неплохо было бы усвоить уроки, которые нам преподносят другие. Можно поискать подсказки в литературе 1920-х, 1930-х, 1940-х и послевоенных лет, когда выдающиеся социологи, психологи и экономисты сначала предупреждали об опасности тоталитаризма (национал-социализм, фашизм, сталинизм), а потом пробовали осмыслить его последствия (Вторая мировая война).
Теперь к собственному «бревну в глазу». Попробуйте ответить себе на несколько простых вопросов о будущем. Кем бы вы хотели быть через десять лет? Кем бы вы хотели видеть своих детей? В какой бы стране хотели жить? Мои ответы — самим собой, хорошими людьми, в Беларуси. Но что тогда отличает будущее от сегодняшнего дня? Даже не так: что его создает?
Я бы сказал, что это выбор.
Нет, я не пропустил букву «ы». Я говорю именно о ежедневном выборе каждого человека. «Не судите, чтобы вас не судили, потому что каким судом судите, таким вас судить будут», «не лжесвидетельствуйте» — согласитесь, звучит очень современно. История доказывает верность этих слов Евангелия. Вспомните, чем закончили палачи и лжесвидетели каждой волны репрессий 1920-х и 1930-х годов. История, которую забыли или в которую перестали верить, — это тоже будущее.
Свобода воли дает возможность выбирать и делает человека творцом, подобным Богу. Это наша ценность и наш крест. И время, в котором мы живем, делает выбор еще более сложным и лишает его оттенков. Именно поэтому я начал с тоталитарных проявлений «цивилизованного» мира, которые стремятся лишить выбора и таким образом предопределяют будущее. И это не то будущее, в котором хочется жить.
А в каком хочется?
И тут кстати вспомнить одну чудесную историю, которую мне недавно рассказали. Какой-то чиновник из РОНО попробовал наорать на учительницу сельской школы за какую-то «провинность» (какие «провинности» находят в школах представители этого учреждения, большинство читателей знает). А она перебивает его и говорит: «Какое право вы имеете повышать на меня голос? Во-первых, я старше вас, а, во-вторых, я учитель». И он попросил прощения. Я мечтаю о будущем, в котором каждый белорусский учитель сможет с гордостью сказать: «Я учитель. И мне не стыдно ни за одного из моих учеников».
Читайте также
Правила жизни Юрия Зиссера
«С прививкой от популизма и социализма». Кирилл Рудый о Юрии Зиссере и будущем Беларуси
Источник: news.tut.by